Цель: поиск путей построения диалога между учителем, учеником и родителями, содействующих духовно-нравственному развитию личности гражданина
Актуальность
Работая классным руководителем прихожу к пониманию того факта, что краеугольным камнем в работе воспитания является проблема «отцов и детей». Вернее – проблема ценностей «отцов и детей». Столкновение поколений было всегда, и мы об этом знаем. Однако, особенностью сегодняшнего времени является размывание или разрушение исторически сложившихся ценностей россиян. Вот как об этом говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв:
«Я мыслю себе 21 век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей… возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести – вот в общих чертах то, что нам нужно в 21 веке.
Диалог о ценностях
Что является предметом нашего исследования?
Во-первых: ценности родителей, ученика и учителя (социума).
Во-вторых: содержание и формы диалога между родителями, их детьми, учителями, в результате которого и формируется нравственно-духовное содержание, присущее россиянину.
Нижеследующие рисунки показывают то поле диалога, которое образуется в совместной деятельности 3-х участников воспитательного процесса в школе – ученика, родителя, учителя. При этом происходит замечательное событие – чем эффективнее построена работа классного руководителя по формированию ценностей, тем интереснее и глубже разворачивается диалог в этом тройственном союзе участников. Они начинают слышать, понимать друг-друга.
Мы объединили ценности учителя и общества, поскольку полагаем, что учитель является проводником ценностей, декларируемых государством от лица общества. При этом мы считаем, что учитель, осознано или нет, делает особый акцент на тех или иных ценностях, сообразно своему духовному содержанию. И этот факт, уже в который раз, является поводом, чтобы подумать о том, а какой личностью должен быть сам учитель? Учитель – в смысле наставник.
Чем больше диалога, тем больше понимания родителями своих детей, а детьми родителей (речь идёт о ценностях), и, в конечном итоге – тем эффективнее воспитательная работа по духовно-нравственному развитию ученика. Другими словами, увеличивается площадь соприкосновения детей и родителей!
Ценности социума
В период с 2018 по 2021 год в воспитательном процессе участвовал педагог-психолог. Материалы проводимых мероприятий как с учащимися, так и родителями давали пищу для размышления об их приоритетных ценностях и их эволюции.
Эволюция ценностей родителей
Использование шкалы ценностей Рокича на родительском собрании в начале исследования позволило выявить преобладающие желаемые состояния родителей. А затем обсудить формируемые родителями у детей качества при преобладании данных желаемых состояний: ответственность, прощение, честолюбие, талант, честность. Нижеследующий рисунок показывает иерархию желаемых состояний.
Материалы упражнения «Необитаемый остров» на родительском собрании в конце исследования, когда родителям предлагалось изобразить свою жизнь на необитаемом острове в течение 20 лет, позволили сделать вывод о преобладании следующих жизненных ценностей:
- истинная дружба
- безопасность
- комфортная жизнь
Вывод:
Родители отдают предпочтение общечеловеческим ценностям, таким как дружба, семья, и, за всё время наблюдений, серьезных изменений во взглядах родителей не обнаружено.
Эволюция ценностей учащихся
О приоритетных ценностях учащихся в 5 классе можно сделать вывод на основании материалов заданий «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?», в ходе которого детям надо было привести примеры хорошего и плохого. Обобщая ответы детей о хорошем, можно сделать вывод об их ценностях:
- культура поведения
- благотворительность
- доброта
- сила воли
Ученики описывают следующие ситуации, когда им приходится делать моральный выбор:
- дать сдачи товарищу или нет,
- помощь незнакомым людям,
- помощь пострадавшим в Чернобыле,
- принятие заслуженной оценки.
Заметим, что полученные результаты графически изобразить очень сложно, поскольку нравственные ценности ещё зарождаются и связаны с какими-то конкретными жизненными ситуациями, «так делать плохо, а так - хорошо».
О приоритетных ценностях учащихся в 9 классе можно сделать вывод на основании материалов упражнения «Пирамида жизни», когда учащимся предлагалось определить самое важное в жизни.
Доминирующими жизненными ценностями, по мнению учащихся, являются:
- семья
- любовь
- здоровье
Пирамида жизни 9 «А» класса
Вывод:
Сравнение ценностей учеников 9-го класса и их родителей показывает, что в целом ценности субъектов приближаются друг к другу, причем противоречий становится все меньше и они стираются. Остается проблема характеров, становление личности и определение своего места в социуме. Вот она, проблема отцов и детей. А если проблема ценностей и остается, то это потому, что родители использовали не все каналы передачи собственных ценностей своему ребенку.
Эволюция ценностей очевидна: они становятся сложнее и осознаннее; наши дети уже могут рассуждать о вере и духовности, высоких материях и соотносить их со своим жизненным опытом.
Итак, с одной стороны, мы имеем ценности детей, с другой – их родителей, с третьей – учителей. Но как происходит обмен ценностями? (а он очевиден). По каким каналам? Мы с родителями на эту тему много размышляли и обнаружили следующее:
Каналы передачи родителями духовных ценностей
Основными каналами передачи родителями духовных ценностей являются:
- Следование самими родителями этим ценностям.
- Необусловленная любовь к ребенку.
- Стремление к тому, чтобы духовный опыт ребенка был окрашен положительными эмоциями.
- Предоставление ребенку возможности выбора.
Как работают эти каналы в семье, изучалось нами на основе материалов классного часа «Когда я стану родителем, я буду воспитывать детей так…».
При воспитании детей учащиеся считают необходимым обращать внимание на:
- помощь и поддержку в любых ситуациях (5 человек);
- дать хорошее образование, обеспечить успешность в учебе (6 человек);
- выслушивать (6 человек);
- следить за здоровьем, организовывать занятия спортом (3 человека);
- проводить профилактику вредных привычек (3 человека);
- организация совместного досуга (1 человек);
- удовлетворять материальные запросы ребенка (1 человек);
- научить соблюдать порядок (1 человек).
Учащиеся считают необходимым формировать у своих детей следующие качества:
- собственное мнение (6 человек);
- доброту (4 человек);
- культуру поведения (4 человек);
- уважение к старшим (3 человека);
- уважение к семье (4 человек);
- домовитость (2 человек);
- а также будут воспитывать трудолюбие, честность, смелость, храбрость и ловкость.
В данных материалах достаточно сильно прослеживаются следующие ценности учащихся:
- личность
- семья
- культура
Надо сказать, что самым сложным каналом передачи является «Предоставление ребенку возможности выбора». Почему? Этот способ требует высокого уровня духовно-нравственного развития (от учителя, от родителя, от любого представителя общества, занимающегося воспитанием). Поясним это. Когда мы предоставляем ребенку возможность сделать выбор, ребенок в самом деле его делает. Но тогда нам, родителю и учителю с этим выбором надо соотноситься, или, по меньшей мере, выслушать ребенка, дать возможность ему выговориться. Это требует времени. Помимо этого, взрослый берет на себя ответственность за сделанный выбор ребенка, поскольку это произошло с его ведома, причем выбор может в чем-то противоречить ценностям самого взрослого.
Именно взрослый создает ситуацию самовоспитания ребенка; т.к. выбор, и последствия с ним связанные, очень действенный воспитательный фактор.
Выводы:
Фраза ученика «Когда я стану родителем, буду вести себя так, чтобы ребенок гордился своими родителями!» стала темой дальнейшего обсуждения и подтвердила значимость принципа личного примера в формировании жизненных ценностей, нравственном воспитании.
Наиболее сложным для соблюдения в процессе воспитания является принцип предоставления ребенку возможности выбирать, ведь только 6 учеников (22 %) целенаправленно хотели бы развивать собственное мнение у своих детей в будущем.
Формы и содержание диалога
Следует сказать, что определять преимущество одних форм над другими крайне затруднительно. Да и научно обоснованных методик для этого нет. Поэтому, определяя наиболее эффективные способы диалога, мы исходили из собственных многолетних наблюдений, «ответной реакции» учеников на то или иное мероприятие, на «эмоциональный отклик» ученика. В наблюдаемом коллективе имеются разнообразные «детские документы» (фотоархив, классная тетрадь для записей или рисунков по желанию, тетрадь «Моего развития»), где фиксируется многое из того, что произвело на детей наибольшее впечатление (это делают сами дети). Анализ этих документов позволяет делать выводы об оптимальных формах диалога.
То, что воспитание основано на психолого-возрастных особенностях ученика – общеизвестный факт. Нижеследующая таблица, на некоторых примерах, показывает взаимосвязь «возраст – содержание – формы диалога (выделены шрифтом)».
Задачи возраста и формы диалога
Класс |
Особенности возраста |
Формы диалога |
5-6 |
Самоутверждение в деятельности |
Классный час «Что такое духовное богатство человека», «Внешняя и внутренняя культура», «Герои и антигерои»(о чистоте речи), «Человек и обстоятельства», «Я не такой, как ты, и все мы разные», «Будьте добрыми и человечными» Психологическая игра «Я и мы» Тренинг «Как работать над собой» Родительские собрания (часто совместные с учениками, и всегда в начале собрания – небольшой концерт для родителей): тренинг «Умей понять своего ребёнка», «Приглашение к сотрудничеству» |
7-8 |
Самоутверждение личности в коллективе |
Библиотечный урок «Наши матери», «День чистого слова» Классный час « Эстетическое воспитание – кто ты?», «Что такое интеллигентность», «Жить, побеждая зло», «Моя мама – поучения и ласковые слова», «Герои в моей семье» Тренинг «Как проявить себя?» Классный вечер «Русские посиделки» Совместный просмотр фильма с последующим обсуждением : «Жизнь прекрасна», «Форест Гамп» Родительские собрания: тренинг «Профилактика вредных привычек», «Взаимодействие друг с другом и с детьми», «Семейные ценности», Акции (мероприятия школьного и районного уровней): Праздник « Я – гражданин Беларуси», «Неделя культуры – Человек среди людей», классная ярмарка «Помоги классу и школе», «Наши ветераны» ( концерт для бабушек и дедушек ). |
9 |
Социальное самоопределение |
Документальный классный час: «Хлеб и война» Классный час: «Географическая карта моей родни», «История романтической любви моих родителей» Акции: «Фестиваль патриотической песни», «Конкурс творческих работ – Семейная династия», «Год единства» Родительское собрание: «Семья – основа жизни человека» |
Выводы: наиболее оптимальными, имеющие наибольший воспитательный эффект, затрагивающие глубины ученика являются такие формы диалога как: тренинг, совместный просмотр фильма с последующим обсуждением, совместные с учениками родительские собрания.
Общие выводы
- Содержание воспитательной работы – это главный (он же основной) способ духовно-нравственного развития личности, причём не только ученика, но и родителей и педагогов.
- Подбирая формы диалога важно ориентироваться на особенности возраста.
- Следующий вывод может показаться странным (нас он тоже удивил), но, похоже, в современной школе есть дефицит контактов учеников и учителей, и более того – контактов, диалогов, наполненных нравственным смыслом.
- Самым действенным каналом передачи духовных ценностей от родителя к ребёнку является - следование родителями собственным ценностям.
- Самыми непререкаемыми, неоспоримыми являются каналы «Необусловленная любовь к ребенку» и «Стремление к тому, чтобы духовный опыт ребенка был окрашен положительными эмоциями», так как эти свойства человека, как родителя, обусловлены и генетически и социально.
Вернуться в раздел Методическая копилка