Психолог в помощь

Памятка для родителей

о психолого-педагогических основах

развития речи

  • Развивая речь ребенка, вы способствуете развитию его интеллектуальной и эмоциональной сферы, тем самым создавая залог успешности обучения в школе
  • Речь ребенка развивается в подражании. Будьте примером для своего ребенка
  • Связная речь, способность формулировать мысли рождается в диалоге. Учите своего ребенка вести диалог
  • Работа по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения решает задачи по подготовке к обучению грамоте
  • Формирующаяся в этом возрасте интеллектуальная, то есть планирующая функция речи является составляющей деятельности общения
  • К пяти годам детей овладевают грамматикой родного языка, правильно употребляют слова-исключения из правил
  • В этом возрасте высок уровень развития лексики. В речи ребенка появляются синонимы, антонимы, сравнения
  • Для формирования лексических и грамматических навыков необходимо внимательно выслушивать ответы ребенка, помогая высказывать мысли, находить более точные слова
  • Словарный запас расширяется за счет получения новых впечатлений, в различных видах деятельности
  • Для обучения монологической речи учите ребенка рассказывать или пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять рассказы по картинкам, из личного опыта
  • Слушайте и слышьте друг друга.

 

развитие речи детей

  1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребенком, тем большему он научится.
  2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком – делайте его предложения распространенными.
  3. Никогда не поправляйте речь ребенка. Просто повторите ту же фразу правильно.
  4. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
  6. Не перебивайте ребенка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
  7. Давайте ребенку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
  8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
  9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребенком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
  10. Читайте с ребенком художественную литературу – это приучает ребенка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
  11. Не критикуйте ребенка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
  12. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
  13. Играйте с ребенком в разные игры.
  14. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

 

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу…

Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием.

Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь?

Ведь от неё зависят его успехи в усвоении

предметов школьной программы

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. 

Игра-это основной вид деятельности дошкольниковИграя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

 

Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры, которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

 

  1. «Слово на ладошке».Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
  2. «Что бывает?».Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зелёный -…дом, помидор.

Зимняя -…одежда, рыбалка.

Домашнее -…печенье, задание.

  1. Скороговорки - языколомкинеобходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона воронёнка.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

  1. «Общие слова».
  2. Ребёнок должен назватьфрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…
  3. Ребёнку предлагается назвать одним словом: сосна, берёза, клён – это…

5.«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почемуваза- роза- нарцисс- гвоздика.

  1. «Посчитай».Считаем всё, что можно: посчитать: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблоки т.д.

  1. «Скажи наоборот».

Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий- …,маленький- …, богатый-… и т.п.

Наречиядалеко-…, высоко- …

  1. «Подбери слово»

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой - либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

  1. «Большой - маленький».

Ребёнку предлагается назвать ласково: ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

  1. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

  1. «Назови, какой…».

Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

  1. «Подумай и ответь».

Предлагайте детям словесные логические задачи: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

  1. «Подбери слово».

Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

  1. «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

  1. «Расскажи сказку».

Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

 

«Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков, как в игре, так и в поощрении, они – важный стимул для успешного закрепления полученных навыков.

- «Стоп – игра». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

- «Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, то и победит.

- «Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

- «Исправляй-ка». Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.

- «Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.



Вернуться в раздел Психолог в помощь
Соседние подразделы:
О службе
СППС – социально-педагогическая и психологическая служба гимназии Главная цель деятельности СППС гимназии – содействие в создании условий для полноценного личностного развития,...
Телефоны доверия
Если ты (или твой друг) попал в беду и сейчас осознаешь, что несвободен – находишься в зависимости от наркотиков, алкоголя или табака, тебе плохо и не с кем поговорить, не будь безразличен....
ДИАЛОГ (вопрос-ответ)
Виртуальный консультационный пункт "Диалог" В настоящий момент психологическое консультирование онлайн - это эффективный и удобный инструмент помощи людям....
Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних
О социальной поддержке
Семейная политика в Республике Беларусь включает в себя комплекс мер поддержки семей и реализуется через предоставление:...
Полезные ресурсы
...

Выберите язык сайта

Контакты

(2346)41024
hnkgimnaziya@roohoyniki.by

ул. Лермонтова, д. 16, 247618, г. Хойники, Гомельская обл.,
Открыть контакты

2024

Выпускникам

Добро пожаловать!

Родительский универ

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ — Ещё один сайт на WordPress

Психологическая помощь

ШАГ

Память

Память и боль белорусской земли | Гомельская область | Гомель

Безопасность и право

Нет наркотикам!

Мы в СЕТИ