Панорама идей

Примерный план-конспект урока для I ступени общего среднего образования «День народного единства»

Цель: воспитывать у учащихся ответственное и уважительное отношение к своему народу и Родине; показать важность единения всех людей для успеха и процветания страны; формировать устойчивое желание к конструктивному сотрудничеству, труду на благо Родины; способствовать осознанию учащимися своей ответственности за отношения между людьми.
Форма проведения: устный журнал.
Оборудование: карта Республики Беларусь; Государственные символы Республики Беларусь (герб, флаг, гимн); учебное пособие «“Беларусь – наша Радзіма”. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку» (с электронным приложением), разрезная азбука, карточки со словами (цельность, нераздельность, сплочённость, общность взглядов, общие национальные интересы, равные права, одинаковые гражданские обязанности), бумажные цветки василька с лентами, на которых написаны названия областей, плакаты с названиями страниц устного журнала, фотографии детей класса, которые трудятся, карточки с пословицами; музыкальный материал: «Мой родны кут» муз. И. Лученка, сл. Я. Коласа, «Радзіма мая дарагая...» муз. В. Оловникова, сл. А. Бачило, «С чего начинается Родина?» сл. М. Матусовского, муз. В.Басснера, «Песня о родном крае..» (сл. Л. Дербенева, муз. Е. Крылатова).
Ход урока
Вступительная беседа.
2021 год объявлен в Республике Беларусь Годом народного единства. Этой теме был посвящён первый урок нового учебного года (1 сентября 2021 года). Празднование Дня народного единства установлено в определённую дату. (Учащиеся по заданию учителя складывают из карточек разрезной азбуки день его празднования – 17 сентября).
Учащиеся отвечают на вопросы, записанные на доске:
Каким объявлен 2021 год в Республике Беларусь? (Год народного единства).
Что значит единство? (цельность, нераздельность, сплочённость).
Как в белорусских национальных государственных символах отражено единство белорусского народа? (на гербе венок колосьев и трав перевит лентой).
Чем важно единение людей? (общность взглядов, национальных интересов, равные права и гражданские обязанности).
Какие чувства проявляются в обществе людей, которые едины? (солидарность, уважение и взаимопонимание).
На доске закрепляются карточки с ключевыми словами ответов.
Основная часть урока
Учитель предлагает «полистать» страницы устного журнала под названием «Сила народа – в единстве»:
страница «Республика Беларусь. Виртуальное путешествие»;
страница «Труд на радость себе и людям»;
страница «Наша малая родина»;
страница «Учимся народной мудрости».
Страница устного журнала «Республика Беларусь. Виртуальное путешествие»
На фоне музыкального произведения «Мой родны кут»1 учитель зачитывает легенду из повести «Земля под белыми крыльями» Владимира Короткевича:
«Бог дзяліў між народамі землі. Адным – тое, другім – тое. Прыйшлі беларусы… Вельмі ж пану Богу спадабаліся. Ен і пачаў нас надзяляць: “Рэкі даю вам поўныя, пушчы – нямераныя, азеры – нялічаныя… Зажэрціся на багатай зямлі не дам, каб былі ўвішныя, кемлівыя, але і голаду ў вас ніколі не будзе. Наадварот, у голад людзі будуць да вас прыходзіць. Не ўродзіць бульба, то ўродзіць жыта ці яшчэ нешта. А яшчэ звяры і дзічына ў пушчах чародамі, рыбы ў рэках – касякамі, пчолы ў вуллях – мільенамі. А травы – як чай. Не будзе голаду. Жанчыны ў вас будуць прыгожыя, дзеці – дужыя, сады – багатыя, грыбоў ды ягад – заваліся. Людзі вы будзеце таленавітыя, на музыку, песні, вершы – здатныя. І будзеце вы жыць ды жыць..”»
Беседа по прослушанному отрывку:
– О какой стране идет речь в легенде?
– Какими благами наделена наша земля?
Звучит стихотворение В.Витки «Беларусь» в исполнении учащегося:
На карце вялікага свету
Яна, як зялены лісток,
Песня гарачага лета,
Крынічнай вады глыток.
Адвечная калыханка,
Душы запаветны куток,
Трапеча гарачым ранкам
На дрэве нястомны лісток.
А ў навальніцу б’ецца,
Нябачна паміж лісця,
Як роднае матчына сэрца,
Што мне даражэй жыцця.
Учитель сообщает: «Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по Республике Беларусь. И, путешествуя по родной земле, будем плести венок из васильков. А для начала послушаем важную информацию о Республике Беларусь.
1«Мой родны кут», другое название «Мой край родной», музыка И.Лученка, слова Я.Коласа; ВИА «Песняры»: https://cdn14.deliciouspeaches.com/get/music/20200615/Pesnyary_-_Mojj_rodny_kut_Pesnyary_69929735.mp3
Республика Беларусь расположена в центре Европы. Территория Беларуси – 207 600 км 2, что составляет примерно 2% от площади Европы. По размерам территории нашей страны занимает 13-е место среди европейских стран. Численность населения республики составляет около 9,5 млн. человек. Государственными языками являются белорусский и русский. Столица Республики Беларусь – город-герой Минск. Республика Беларусь разделена на 6 областей.
Об известных учащимся сведениях можно задать вопросы.
Учитель показывает карту Республики Беларусь. На ней выделен один областной центр. Учитель спрашивает: «Кто догадался, куда мы направляемся? Что помогло вам это определить?» (Областной город на карте). Группа учащихся представляет заранее подготовленное сообщение об области по плану: 1. Основные сведения. 2. Столица. 3. Самые крупные города. 4. Знаменитые люди. 5. Достопримечательности области. Рассказ учащихся может сопровождаться слайдами с изображениями (фото, картинки, рисунки и т.д.). В завершение работы на доске закрепляется изображение василька с ленточкой, на которой написано название области. Для начала работы с каждой группой можно использовать актуализирующие вопросы: На гербе какого областного города изображена рысь? О каком городе Янка Купала написал поэму «Могила льва»? Назовите самый северный областной центр Беларуси. В результате работы групп на доске появляется венок из васильков. Учитель беседует с учащимися о венке как символе единства, неразрывности, бесконечности. Далее учитель обращает внимание учащихся на то, что самым большим богатством нашей страны являются люди. Именно люди нашей страны создают уникальную атмосферу: духовную, творческую, наполненную единством, созиданием. Беларусь всегда была страной единения различных культур и конфессий, которые мирно существовали в атмосфере дружбы, толерантности и взаимоуважения. Наша земля славится своими художниками, музыкантами, композиторами, спортсменами, учеными, людьми разных профессий. Каждый гражданин нашей страны может реализовать себя в своём любимом деле. Вот и получился у нас замечательный красивый васильковый венок, в котором неразрывно сплетены достижения, достопримечательности каждой области в отдельности и всех областей вместе. В единстве сегодня залог успешного будущего. Никто из нас не должен забывать, что лишь в единстве
4
и согласии наш народ – великая сила, что лишь все вместе мы сможем достичь процветания и благополучия нашей страны! Учащиеся зачитывают написанные на доске высказывания: Единство – это объединение всех людей. Единство – это согласие. Единство – это мир и дружба. Единство – это доброта, понимание и прощение. Сила народа – в единстве.
Страница устного журнала «Труд на радость себе и людям»
До начала урока организуется выставка фотографий детей класса, где они заняты общественно полезным трудом (выполнение поручений, озеленение территории, ярмарки, праздничные мастерские, выпуски газет и др.).
Учитель обращает внимание учащихся на фотовыставку и задает вопрос, что объединяет все фотографии? (совместный труд.) Предлагает ответить, что, на их взгляд, помогло достичь результата? (сплоченность, дружба, взаимодействие, трудолюбие). Интересуется, какие эмоции и чувства при этом переживали? В результате беседы учащиеся с помощью учителя формируют выводы:
вместе легче и интереснее овладевать чем-то новым;
важна поддержка товарища;
чувствуешь радость, эмоциональный подъем от результата, от полезного дела, от труда на общее благо.
У наших предков (белорусского народа) всегда почиталось трудолюбие, за которым стояли ответственность, осознание долга перед семьей, обществом, готовность помочь, уважение к старшим. Народная мудрость говорит (пословицы размещены на доске):
Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает.
Родной свой край делами прославляй.
Кто друг другу помогает, тот и в труде побеждает.
Слушание фрагмента из музыкального произведения «Радзіма мая дарагая...» муз. В. Оловникова, сл. А. Бачило (отрывок из текста размещен на доске).
На рэках шырокіх і нівах,
Заводах, будоўлях – наўсцяж
Народ наш працуе руплівы
І край узвышаецца наш.
Перед восприятием музыкального произведения учитель предлагает подумать над тем, какая из пословиц созвучна с содержанием песни.
После прослушивания песни учащиеся высказывают свое мнение и останавливаются на 2-й пословице. Размышляют над вопросами: «Какие полезные дела для окружающих могут сделать школьники?», «Кто может рассказать о труде своих родных и знакомых?». Формулируется тезис о большом значении труда каждого гражданина для блага своего родногоместа, процветания нашей страны, важности при этом сотрудничества, коллективного взаимодействия и общения.
Учащиеся знакомятся с видеоматериалами о белорусских товарах, которые стали визитной карточкой нашей страны. Можно использовать презентацию «Экономика Беларуси» из электронного приложения к учебному пособию «“Беларусь – наша Радзіма”. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку».
В ходе просмотра презентации подчеркивается идея, что каждый белорус гордится своей страной и ее талантливыми трудолюбивыми людьми (тружениками). Обращается внимание на заключительные слова презентации «Наша задача – сберечь и умножить богатство страны».
Выполнение практического задания, способствующего расширению познавательного интереса к промышленным товарам и сельскохозяйственной продукции, которые мы используем. Формы представления и содержание могут быть различными:
Вариант 1. Кроссворд «Белорусские товары». Надо расставить названия белорусских товаров в клетки кроссворда.
т
е
с
е
о
По горизонтали: утюг, велосипед, комбайн.
По вертикали: телевизор, часы, пылесос.
Вариант 2. Задание «Отгадай загадки» (№ 55) из электронного приложения к учебному пособию «”Беларусь – наша Радзіма”. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку»).
После называния ответов учитель дает дополнительную информацию по предприятию и выпускаемой им продукции (например, велосипед: Минский мотовелозавод; комбайн: завод сельскохозяйственных машин в Гомеле.)
Вариант 3. Филворд «Урожай с белорусских полей».
к
а
р
т
о
с
в
е
п
р
о
ж
ф
а
л
к
ш
р
а
ь
е
л
ь
н
е
с
п
г
р
и
х
е
н
и
ц
а
е
ч
а
л
Учащимся предлагается назвать продукты питания, которые производятся из основных культурных растений, выращенных на наших полях. Обращается внимание на участие людей разных профессий в том, чтобы «хлеб был на столе». Отмечается, что содружество с учеными помогает улучшить качество изделий, увеличить выпуск и ассортимент продукции. В заключение предлагается поразмышлять над тем, какие из отечественных товаров учащиеся хотели бы производить сами, когда станут взрослыми.
Страница устного журнала «Наша малая родина»
Учитель предлагает послушать текст и сказать, что значит Родина для каждого человека.
Наша Родина
По С. Соловейчику
Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ. Любит свой родной язык и песни своего народа, сказки, танцы, книги... Без Родины и без своего народа человек не может жить.
В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя приходят к мысли о том, как человек выражает свое отношение к Родине. Наша Родина – Республика Беларусь. Все, что с ней связано, нам дорого. Но с чего начинается наше понимание Родины? Учитель предлагает послушать фрагмент песни и высказать свое мнение по вопросу, заданному в песне. (Учащиеся слушают фрагмент песни «С чего начинается Родина?» на слова М.Матусовского, музыка В.Басснера).
Учитель рассказывает кратко о своей малой родине, демонстрируя фотографии природы, соседей, родных, выдающихся людей этой местности и памятные места.
Учащиеся рассказывают, где они родились, кто их близкие люди, почему они любят друг друга. Семья, родной дом – это тоже маленькая родина. Учитель просит учащихся рассказать о самых приятных моментах в кругу семьи и подводит итог, что мы все любим, когда в семье лад и взаимопонимание. Все люди нашей страны – это большая семья. Как нам сохранить единство, мир и взаимопонимание? Из пар слов на доске учащиеся выбирают те, которые этому будут способствовать:
Дружба – вражда.
Понимание – противостояние.
Доброта – озлобленность.
Ненужные слова зачёркивают. Учитель читает стихотворение «Родина» 3. Александровой:
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Учитель просит задуматься, с чем у учащихся ассоциируется словосочетание малая родина. Дети на подготовленных листах составляют синквейн и дают пояснения.
Завершается работа по этой странице устного журнала прослушиванием песни («Песня о родном крае.. (слова Л. Дербенева, музыка Е. Крылатова) с заданием «К чему призывают нас авторы этой песни? Какие мудрые мысли в ней высказывают?» На этой огромной планете, сынок, Под куполом вечных небес Есть множество всяких путей и дорог И разных диковинных мест. Но где б ты вдали ни бродил, все равно Ты помни, встречая рассвет, Что место одно есть такое, одно, Где ты появился на свет. Зеленые пальмы и белые льды, И яркие краски морей, Быть может, увидишь и влюбишься ты, Но это проходит, поверь. Как жить и что делать, ты сам выбирай, Но чаще с течением лет Тебе будет сниться березовый край, Где ты появился на свет. Ты песню сейчас о дорогах поешь, Но время наступит, сын мой, Когда ты приедешь сюда и поймешь, Что ты возвратился домой. Я верю – поймешь ты когда-нибудь сам, Что нет ни печали, ни бед, Пока тебя помнит хоть кто-нибудь там, Где ты появился на свет. https://songpros.ru/3/VTolkunova/tekst-pesni-Pesnya-o-rodnom-kraegde-ty-poyavilsya-na-svet
Страница устного журнала «Учимся народной мудрости» Начать страницу можно кратким вводным словом о народной мудрости, зашифрованной в кратких, но ёмких по своему смыслу изречениях – пословицах. Мысль и память переходят от одного поколения к другому с их помощью. Чему же учат нас мудрые предки? Давайте обратимся к пословицам, посвященным теме народного единства. В ходе чтения и осмысления пословиц о народе и его единстве следует показать учащимся, что вопросы народного единства всегда важны и актуальны.
Перед прочтением пословиц, предложенных педагогом, учащимся предлагается вспомнить пословицы о дружбе, труде, с которыми учащиеся уже знакомились.
После этого происходит знакомство с пословицами по теме занятия, записанными на доске или на карточках. После прочтения каждой пословицы детям предлагается объяснить смысл (значение) каждой пословицы. Если дружба велика, будет Родина крепка. Дружба людей гору сокровищ создает. Дружно за мир стоять – войне не бывать. Если народ един – он непобедим. Далее учащимся предлагается принять участие в конкурсах, которые будут способствовать осмыслению пословиц о ценности народного единства в жизни человека, государства:
1 конкурс «Продолжи пословицу»
Человек без Родины… (что соловей без песни)
Родина мать – … (умей её защищать)
Нет в мире краше… (Родины нашей)
Где родился … (там и пригодился)
Тот герой, … (кто за Родину горой)
2 конкурс «Собери пословицу»
мать, Одна, у человека, и родина, одна, у него (Одна у человека мать, одна у него и родина).
сильны, Народы, страны, дружбой (Народы страны дружбой сильны).
Дома, помогают, и стены (Дома и стены помогают).
В завершение учащимся предлагается расшифровать пословицу, вставив недостающие буквы, назвать ключевые слова в ней и повторить пословицу хором:
Есл.. др..жб.. велик.., б..дет Р..дин.. крепк...
Заключительная часть урока.
Учитель подводит итог урока.
Учащиеся читают стихотворение А.Прокофьева «Нет на свете Родины дороже»
Нет на свете Родины дороже,
Надо всё нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду всё в её раздольях – наше,
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
Учитель просит вспомнить названия страниц журнала и чему они были посвящены. Какому важному дню был посвящен журнал? Почему так важно беречь единство людей?



Вернуться в раздел Панорама идей
Соседние подразделы:
Мы едины!
Взгляд в прошлое
Интернет-ресурсы
1. 17 сентября 1939 года началось воссоединение Западной и Восточной Беларуси. 2....
Рекомендуем посмотреть
Западная Беларусь в составе Польши: о жизни под давлением. Главный эфир....
Знаете ли вы?
Знаете ли вы, что … ⸙... Национальный парк «Припятский» – единственное место на планете, где существуют первобытные пойменные дубравы. ⸙......
Познай Беларусь

Выберите язык сайта

Контакты

(2346)41024
hnkgimnaziya@roohoyniki.by

ул. Лермонтова, д. 16, 247618, г. Хойники, Гомельская обл.,
Открыть контакты

2024

Интересные

Каникулы 2023/2024 учебный год © ГУО"Средняя школа №44 имени Якуба Коласа  г.Минска"

Выпускникам

Добро пожаловать!

Психологическая помощь

ШАГ

Память

Память и боль белорусской земли | Гомельская область | Гомель

Безопасность и право

105 лет

Нет наркотикам!

Мы в СЕТИ